
9 правил деловой переписки
Нужно написать предложение о сотрудничестве блогеру, компании или потенциальному заказчику? Тогда проверьте, придерживаетесь ли вы правил деловой переписки.
Фриланс
20390
25 сент. 2020
№1. Начните с представления и своего позиционирования
Поздоровайтесь. Например, начните письмо с таких слов:
- Доброе утро, (имя)!
- Добрый день, (имя)!
- Добрый вечер, (имя)!
- Здравствуйте, (имя)!
- Привет, (имя) — если вы до этого общались с человеком по нерабочим вопросам и уже перешли на ты.
Да, имя получателя важно указать, так как многие любят, когда к ним обращаются лично.
Но никогда (никогда!) не начинайте свое письмо с фразы «Доброго времени суток». Если пишите ночью и не знаете, какое приветствие выбрать, используйте «Добрый день» или «Здравствуйте».
№2. Проследите, чтобы ваши письма имели структуру
Это важно для упрощения восприятия информации. А еще повышает шансы получить ответ.
Идеальная структура сообщения:
- Приветствие. Вы здороваетесь и в 1-2 предложениях рассказываете о себе.
- Цель письма. Описываете, по какой причине решили обратиться к человеку и что от него хотите.
- Детали. Вы детально описываете свое предложение, наводите аргументы. Если таких деталей несколько, то на каждую выделяем по 1 абзацу, чтобы не превращать этот структурный элемент в полотнище текста.
- Призыв к действию.
- Подпись. В ней должны быть ваши контакты (идеально — ссылка на рабочую страницу в соцсетях, номер телефона).
№3. Все ссылки пытайтесь «вшить» в текст
Это касается не только email-переписки. В некоторых мессенджерах (например, в телеграме) также можно делать гиперссылки. Это выглядит лучше и уменьшает объемы письма.
№4. Не используйте канцеляризмы
Канцеляризмы — это табу, если только вы отправляете письмо не в государственное учреждение. Они делают текст сложным, непонятным и совсем не вызывают желания не то, что отписать, но и вникнуть в суть, дочитать.
Что относится к канцеляризмам:
- штампы (важно подчеркнуть, следует обозначить);
- пассивные конструкции (нами было реализовано);
- замена глаголов на существительные (использованы такие методы повышения активности).
Лучше использовать активный залог (мы реализовали, я сделала), глаголы, а не существительные (мы смогли увеличить активность …) и делать короткие, емкие предложения.
№5. Не предлагайте в одном письме сразу много всего
Как мы говорили в пункте №2, у каждого письма должна быть цель. Одна. Вы можете предложить несколько форматов для сотрудничества — и это будет письмо с единой целью. Но просить взять вас на курс, стажировку, дать работу, помочь каким-то советом — это плохая идея. В лучшем случае вам ответят на один из вопросов, в худшем — не захотят разбираться, что конкретно вам нужно, и просто проигнорируют.
№6. Проверяйте сообщения на наличие или отсутствие ошибок
Да, ошибаться может каждый. Это нормально. Но когда в письме куча опечаток — это плохо.
Вот что советуем проверять (если вы общаетесь на русском):
- не забыли ли вы заменить дефисы на тире там, где это нужно;
- правильно ли расставлены запятые, другие знаки пунктуации;
- нет ли проблем с «тся», «ться»;
- правильные ли кавычки используете (обычно нужны «», а не “”);
- верно ли указано имя собеседника (чтобы Маша не получила сообщение, адресованное Кате);
- даты и названия файлов внутри письма;
- везде ли закрыты скобки.
№7. Не используйте раздражители
ТОП вещей, которые бесят в переписке:
- Фамильярность. Вот эти все «Олечка, привет:))))», «Привет, моя будущий самый любимый и прекрасный заказчик». Поверьте, это жутко раздражает и точно не делает человека более лояльным. В этом вопросе лучше быть сдержанным.
- CAPS LOCK. Если ведете переписку через почту, никогда (вообще!) не пишите в теме «СРОЧНО!», «ЭТО ВАЖНО И СРОЧНО!!!!!». Так вы обречены на игнор. Просто забудьте о CAPS LOCK и все.
- Все предложения начинаются со строчной буквы. У собеседника создается впечатление, что его не уважают, а вы — явно ленивый и не компетентный человек. Поэтому все предложения начинаем с заглавной буквы.
- Псевдовежливость и токсичность. Это драматизм, претензии вместо предложений, необоснованная критика. И фразы «Прошу срочно сделать», «Заранее благодарю тебя за помощь». Не надо так.
№8. Не манипулируйте
Манипуляции часто заставляют собеседника думать, что он идиот или очень наивный человек. А никто не хочет себя чувствовать ни идиотом, ни наивным дураком.
Для этого избегайте таких фраз:
- Помните, вы мне обещали…?
- Надеюсь на позитивный ответ!
- Вы же обещали!!!
- Заранее благодарен.
- Вы же сделаете это завтра, да?
- Там же дел на 5 минут. Сделаете побыстрее, хорошо?
№9. Не забывайте о призыве к действию
Сегодня человек за день просматривает столько разной информации и столько писем, что без какого-либо призыва он просто забывает ответить. Когда в конце сообщения есть конкретный и понятный вопрос, это сделать сложнее.
О чем можно спрашивать:
- Как вам такая идея?
- Как вам такой формат сотрудничества?
- Если вам все подходит, сможем назначить встречу/созвон?
- Вы не против сотрудничества?
- Напишите мне, если вам интересно, и обсудим детали.
Еще пару советов
- Помните, что любая переписка может стать публичной. И прежде чем сделать ее такой, вас вряд ли кто-то спросит разрешения. Поэтому ведите себя прилично, не хамите и думайте, о чем пишите.
- Если вы пишите email-письмо, к которому надо прикрепить файлы, то начните с файлов. Перед этим посмотрите, чтобы их общий объем был до 25 мб (иначе придется добавлять на Диск), а названия — понятными и грамотными. И уже после садитесь составлять текст письма.
- Не терроризируйте человека потоком сообщений. Причины молчаний могут быть разными (болезнь, отпуск, командировка, попадание писем в «спам», слишком большой поток сообщений). Один раз (где-то через неделю) можно уточнить, получил ли собеседник email. Если все равно нет ответа — значит человеку просто не интересно, не актуально то, что вы предлагаете. И это нормально.
А еще пишите с позиции win-win и с душой! Тогда вам точно захотят ответить:)

Читайте другие статьи

Как провести время наедине с собой, чтобы это было интересно, полезно и нескучно? Предлагаем вам десять способов побыть в одиночестве, попутно повысив собственную продуктивность. Да, это возможно!
Фриланс
5302
20 сент. 2022

Умение разумно обращаться с деньгами особенно важно, когда трудно предположить, что ждет нас завтра. Обсудим принципы грамотного распределения расходов и доходов, знание которых придаст уверенности даже в самые сложные времена.
Фриланс
3270
12 апр. 2022

Непросто оценить собственную работу, пока вы не примете во внимание то, что все, что вы делаете, имеет ценность. Давайте разберемся, почему вы не должны работать бесплатно и какой вред для вас имеет работа, на которую вы делаете 100% скидку.
Фриланс
13321
9 февр. 2021
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!