
Топ-5 принципов эффективных UX-исследований
Узнайте пять основных принципов проведения исследований в сфере изучения пользовательского опыта. Эта статья станет для продуктовых дизайнеров отличным стартовым пунктом для подготовки, проведения и анализа результатов UX-исследований.
Веб-дизайн
2721
26 марта 2024
UX-исследования или исследования пользовательского опыта (User Experience) — та самая база, без которой невозможно создание качественных и удобных IT-продуктов. Умение проводить такие исследования — важный скилл любого UX/UI-дизайнера. В этой статье собраны 5 ключевых принципов изучения пользовательского опыта. Придерживаясь их, вы сможете получить максимально релевантные и качественные данные о предпочтениях пользователей и заложить надежный фундамент для каждого из своих проектов.
В контексте UX-исследований этот принцип значит, что качество собранных данных будет выше, если:

Не существует одного шаблона и алгоритма действий, подходящего для любых UX-исследований. Например, невозможно рассчитать универсальный размер выборки и пользоваться им каждый раз. Численность выборки определяется выбранным типом UX-исследования и рисками, которые вы готовы нести, если собранные данные окажутся неточными. Так же обстоят дела и с другими параметрами UX-исследований.
И даже в рамках исследования опыта пользователей одного продукта должно быть место для экспериментов. К примеру, выявить не самые очевидные недочеты в структуре и дизайне интерфейса IT-решения часто можно, просто изменив последовательность вопросов, формат ответов или по-другому организовав сам процесс исследования. Известно, например, что присутствие наблюдателей способствует повышению качества UX-исследования.
Помните, далеко не каждый человек может в принципе стать пользователем вашего IT-решения. Поэтому прежде всего UX-исследователю нужно как можно точнее определить портрет целевой аудитории (ЦА) тестируемого IT-продукта, ее ключевые характеристики, привычки и предпочтения.
Подбирайте участников UX-исследования так, чтобы они максимально «попадали» в параметры целевой аудитории. В этом случае ваши шансы получить адекватные итоги исследования, применимые ко всей ЦА, кратно возрастают.

Уделяйте максимум внимания негативным отзывам и комментариям участников исследований пользовательского опыта. Это настоящая кладезь полезной информации для UX/UI-дизайнера по улучшению действующего или разрабатываемого IT-продукта.
Даже если всего 5 пользователей из выборки в 100 человек отметили, что им не нравится определенная функция, дизайн формы или шрифт, обязательно проработайте этот момент. Недаром считается, что даже UX-тестирование, в котором участвует всего один пользователь, не лишено смысла. Подумайте сами, если у человека, явно относящегося к вашей целевой аудитории, не получается, допустим, скачать файл, обновить данные в профиле или добавить товар в избранное, нужно ли проверять эту функцию на ком-то еще или лучше сразу узнать у пользователя, что не так, и исправить это?
Не важно, работаете ли вы UX/UI-дизайнером в штате компании или участвуете в создании IT-продукта как фрилансер, в любом случае вы часть команды. И результаты проведенных UX-исследований — тоже достояние всей команды, поэтому обязательно делитесь ими с коллегами. Тогда шансы на успех вашего совместного проекта и укрепления позиций компании в целом возрастают.
В каком виде презентовать коллегам и руководству результаты своих трудов? Лучше всего делать это в формате лаконичных отчетов, написанных понятным и простым языком. И дополнить их информативной и наглядной инфографикой.

Принципы, перечисленные в этой статье, конечно, невозможно считать полноценным и исчерпывающим руководством по проведению UX-исследований. Но учитывая их, вы сможете избежать подавляющего большинства ошибок и проблем, с которыми сталкиваются многие начинающие UX/UI-дизайнеры в процессе изучения пользовательского опыта. Этих знаний хватит вам на начальном этапе, а со временем вы сможете их углубить с помощью специальных книг и пособий, посвященных теме UX.
Принцип 1. Смотрите шире
В контексте UX-исследований этот принцип значит, что качество собранных данных будет выше, если:
- Использовать разные методики и инструменты исследования. Тестируйте различные подходы и способы сбора данных, чередуйте их, сравнивайте результаты, пробуйте новые программы и сервисы для сбора и анализа информации. Чем шире ваш исследовательский инструментарий, тем лучше.
- Увеличить размер выборки и сделать состав участников более разнообразным (по возрасту, полу, профессиям и другим критериям). Это самый простой и действенный способ повысить точность проводимого UX-исследования. И здесь уместно вспомнить о принципе большого пальца. В соответствии с ним исследователю нужно в 4 раза увеличить размер выборки для получения в 2 раза более точных данных.

Принцип 2. Экспериментируйте смелее
Не существует одного шаблона и алгоритма действий, подходящего для любых UX-исследований. Например, невозможно рассчитать универсальный размер выборки и пользоваться им каждый раз. Численность выборки определяется выбранным типом UX-исследования и рисками, которые вы готовы нести, если собранные данные окажутся неточными. Так же обстоят дела и с другими параметрами UX-исследований.
И даже в рамках исследования опыта пользователей одного продукта должно быть место для экспериментов. К примеру, выявить не самые очевидные недочеты в структуре и дизайне интерфейса IT-решения часто можно, просто изменив последовательность вопросов, формат ответов или по-другому организовав сам процесс исследования. Известно, например, что присутствие наблюдателей способствует повышению качества UX-исследования.
Принцип 3. Тщательно отбирайте участников
Помните, далеко не каждый человек может в принципе стать пользователем вашего IT-решения. Поэтому прежде всего UX-исследователю нужно как можно точнее определить портрет целевой аудитории (ЦА) тестируемого IT-продукта, ее ключевые характеристики, привычки и предпочтения.
Подбирайте участников UX-исследования так, чтобы они максимально «попадали» в параметры целевой аудитории. В этом случае ваши шансы получить адекватные итоги исследования, применимые ко всей ЦА, кратно возрастают.

Принцип 4. Негатив в приоритете
Уделяйте максимум внимания негативным отзывам и комментариям участников исследований пользовательского опыта. Это настоящая кладезь полезной информации для UX/UI-дизайнера по улучшению действующего или разрабатываемого IT-продукта.
Даже если всего 5 пользователей из выборки в 100 человек отметили, что им не нравится определенная функция, дизайн формы или шрифт, обязательно проработайте этот момент. Недаром считается, что даже UX-тестирование, в котором участвует всего один пользователь, не лишено смысла. Подумайте сами, если у человека, явно относящегося к вашей целевой аудитории, не получается, допустим, скачать файл, обновить данные в профиле или добавить товар в избранное, нужно ли проверять эту функцию на ком-то еще или лучше сразу узнать у пользователя, что не так, и исправить это?
Принцип 5. Делитесь результатами UX-исследований
Не важно, работаете ли вы UX/UI-дизайнером в штате компании или участвуете в создании IT-продукта как фрилансер, в любом случае вы часть команды. И результаты проведенных UX-исследований — тоже достояние всей команды, поэтому обязательно делитесь ими с коллегами. Тогда шансы на успех вашего совместного проекта и укрепления позиций компании в целом возрастают.
В каком виде презентовать коллегам и руководству результаты своих трудов? Лучше всего делать это в формате лаконичных отчетов, написанных понятным и простым языком. И дополнить их информативной и наглядной инфографикой.

Заключение
Принципы, перечисленные в этой статье, конечно, невозможно считать полноценным и исчерпывающим руководством по проведению UX-исследований. Но учитывая их, вы сможете избежать подавляющего большинства ошибок и проблем, с которыми сталкиваются многие начинающие UX/UI-дизайнеры в процессе изучения пользовательского опыта. Этих знаний хватит вам на начальном этапе, а со временем вы сможете их углубить с помощью специальных книг и пособий, посвященных теме UX.

Читайте другие статьи

Что такое моушн-дизайн, каким он бывает и как использовать его в оформлении сайтов? Узнайте основные форматы и особенности моушн-дизайна, а также базовые правила его применения в дизайне веб-ресурсов.
Веб-дизайн
3651
10 янв. 2023

Наша подборка пригодится тем, кто учится или уже строит карьеру UX/UI-дизайнера. Также она будет интересна всем, кто лишь недавно заинтересовался темой дизайна и хочет узнать о ней больше.
Веб-дизайн
5588
1 марта 2022

Идеально, когда фильмы или сериалы не только вызывают эмоции, но и помогают развивать насмотренность, эмпатию. Мы знаем 6 таких киноработ!
Веб-дизайн
6192
23 янв. 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!