
Чем полезна геймификация в обучении?
Когда в учебе есть элемент игры, это не только весело и увлекательно, но еще и полезно. Давайте вместе узнаем, какую пользу дает геймификация в образовании.
IT-сфера
6259
1 февр. 2022
Геймификацией называется
добавление
элементов игры в процессы, связанные с
образованием, работой и бизнесом,
решением повседневных бытовых задач.
Такая концепция предлагает использовать
игровой подход для выполнения действий,
никак не связанных с развлечениями и
играми.
Практика показывает, что геймификация позитивно влияет на продажи, лояльность клиентов и сотрудников, повышает их вовлеченность в использование продуктов, услуг и работу над их развитием. Сферы применения геймификации постоянно расширяются. Разберем подробнее, что это такое и как использовать новые возможности в обучении.

Суть геймификации в том, что она использует природное стремление человека конкурировать и добиваться признания своих достижений. Элементы игры хорошо мотивируют к достижению учебных целей, повышают продуктивность самостоятельных занятий и работы с преподавателем. Повысить вовлеченность в процесс обучения поможет определение нескольких уровней (по аналогии с многоуровневыми играми), за достижение которых студент получает вознаграждение или более высокий рейтинг.
Важно понимать, что игровое обучение и геймификация — не одно и то же. Игровое обучение — учеба в границах конкретной игры (студенты играют на занятии, отрабатывая конкретный навык). Геймификация — способ повысить мотивацию учащихся, сделав игровые техники частью всего учебного процесса.
Активно внедрять идею геймификации в сфере образования начали, когда среди учащихся стали преобладать люди, знакомые с видеоиграми с самого раннего возраста («зумеры», миллениалы). Для них обучение с использованием принципов соревнования и поощрения дает лучшие результаты, чем устаревший метод «кнута и пряника».

Умелое внедрение геймификации в образовательные программы упрощает учебный процесс. Студенты испытывают большую удовлетворенность от успешного выполнения учебных заданий. Вспомните радость, которую испытываешь, преодолев трудный уровень в любимой игре. Чтобы добиться такого же эффекта в учебе, нужно понимать и правильно использовать ключевые принципы геймификации:

Главный плюс внедрения геймификации в образование — рост вовлеченности. Студенты с гораздо большим интересом и азартом проходят учебный курс, если в нем есть элемент игры. Рутинные домашние задания больше не скучная обязанность, а возможность получить крутую награду, подняться на новый уровень. Геймификация помогает учащимся не бросать курс или учебный проект на полпути, доводить до финала поставленные задачи и делать это вовремя.
Еще несколько плюсов геймификации:

Важно при внедрении геймификации в учебный процесс не впадать в крайности и не делать игру самоцелью занятий. Конечная задача остается прежней — передать студентам знания и навыки по конкретной теме, специализации, чтобы они умели применять их на практике.
Разработка и использование игровых схем в учебе требует немало времени и средств, а также понимания принципов работы человеческой психики. Но если умело внедрить в учебный процесс элементы игры, это повысит мотивацию и вовлеченность учеников, улучшит их результаты и превратит обучение в увлекательный процесс.
Практика показывает, что геймификация позитивно влияет на продажи, лояльность клиентов и сотрудников, повышает их вовлеченность в использование продуктов, услуг и работу над их развитием. Сферы применения геймификации постоянно расширяются. Разберем подробнее, что это такое и как использовать новые возможности в обучении.

Как работает геймификация в учебе?
Суть геймификации в том, что она использует природное стремление человека конкурировать и добиваться признания своих достижений. Элементы игры хорошо мотивируют к достижению учебных целей, повышают продуктивность самостоятельных занятий и работы с преподавателем. Повысить вовлеченность в процесс обучения поможет определение нескольких уровней (по аналогии с многоуровневыми играми), за достижение которых студент получает вознаграждение или более высокий рейтинг.
Важно понимать, что игровое обучение и геймификация — не одно и то же. Игровое обучение — учеба в границах конкретной игры (студенты играют на занятии, отрабатывая конкретный навык). Геймификация — способ повысить мотивацию учащихся, сделав игровые техники частью всего учебного процесса.
Активно внедрять идею геймификации в сфере образования начали, когда среди учащихся стали преобладать люди, знакомые с видеоиграми с самого раннего возраста («зумеры», миллениалы). Для них обучение с использованием принципов соревнования и поощрения дает лучшие результаты, чем устаревший метод «кнута и пряника».

Ключевые принципы геймификации
Умелое внедрение геймификации в образовательные программы упрощает учебный процесс. Студенты испытывают большую удовлетворенность от успешного выполнения учебных заданий. Вспомните радость, которую испытываешь, преодолев трудный уровень в любимой игре. Чтобы добиться такого же эффекта в учебе, нужно понимать и правильно использовать ключевые принципы геймификации:
- Мотивация. В любой игре для участников есть четкая мотивация, иначе игрок просто бросит все на полпути. Так и в геймифицированном обучении на каждом этапе у студента должна быть ясная цель (бонусы, дополнительные возможности, появляющиеся с повышением уровня и т.д.).
- Статусность. В процессе игры участники «прокачивают» навыки своих героев, повышают их опыт и уровень. Чем выше уровень, тем сильнее герой. В геймифицированном обучении это тоже должно присутствовать — диплом/сертификат с отличием для лучших студентов, символические кубки/медали за наилучшее выполнение заданий, звание лучшего студента месяца, группы, курса и т.д.
- Награда. Обязательная часть любой игры — вознаграждение за успешное прохождение уровня, выполнение квеста и т. д. Чем труднее уровень, тем больше награда. В обучении с элементами геймификации также присутствуют дополнительные бонусы для студентов, лучше всех справившихся с каким-то сложным заданием (итоговым тестом, проектом и т. д.). Это может быть, к примеру, освобождение от одной домашней работы, дополнительная бесплатная индивидуальная консультация с преподавателем.

В чем польза геймификации?
Главный плюс внедрения геймификации в образование — рост вовлеченности. Студенты с гораздо большим интересом и азартом проходят учебный курс, если в нем есть элемент игры. Рутинные домашние задания больше не скучная обязанность, а возможность получить крутую награду, подняться на новый уровень. Геймификация помогает учащимся не бросать курс или учебный проект на полпути, доводить до финала поставленные задачи и делать это вовремя.
Еще несколько плюсов геймификации:
- Позволяет взрослым снова ощутить себя детьми и ослабляет психологические барьеры, поэтому новый материал усваивается легче.
- Развивает навыки командной работы, если ученикам нужно объединиться и вместе добиться результата.
- Поднимает самооценку студентов.
- Делает учебный процесс более эмоциональным и увлекательным за счет элемента конкуренции.
- Приучает вовремя выполнять задания.

Важно при внедрении геймификации в учебный процесс не впадать в крайности и не делать игру самоцелью занятий. Конечная задача остается прежней — передать студентам знания и навыки по конкретной теме, специализации, чтобы они умели применять их на практике.
Заключение
Разработка и использование игровых схем в учебе требует немало времени и средств, а также понимания принципов работы человеческой психики. Но если умело внедрить в учебный процесс элементы игры, это повысит мотивацию и вовлеченность учеников, улучшит их результаты и превратит обучение в увлекательный процесс.

Читайте другие статьи

Как понять, что вам еще рано или уже поздно идти в IT? Важен ли вообще этот фактор? Разбираемся в материале.
IT-сфера
18931
16 окт. 2020

Сфера ІТ окутана мифами о том, чем на самом деле занимаются айтишники. Самый популярный о том, что программист может и починить компьютер, и сделать всё, что угодно на нем:) Но мы знаем еще 5 мифов, о которых нельзя молчать.
IT-сфера
5064
3 июля 2020

IT-профессии меняются ежегодно — одни превращаются в другие, третьи модернизируются и становятся более узконаправленными. Но кто окажется востребован через 15-20 лет и какие вообще IT-специалисты будут в это время?
IT-сфера
6108
29 мая 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!